27 октября 2011 года Министерство
образования Республики Башкортостан совместно с ФГУ Федеральный институт
развития образования и ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики
Башкортостан провела всероссийскую научно-практическую конференцию по теме:
«Системно-деятельностный подход в предметном обучении как главное условие
реализации требований ФГОС нового поколения».
Цель конференции: содействие инновационной
деятельности образовательных учреждений в русле системно-деятельностного
подхода как главного условия реализации требований ФГОС нового поколения.
Задачи конференции:
- научная апробация
инновационных разработок по системно-деятельностному обучению;
-подведение итогов работы Федеральной сетевой
экспериментальной площадки по теме «Апробация электронно-сетевой инновационной
технологии управления качеством предметного обучения (на примере авторской
технологии «РОСТ» Б.Х. Юнусбаева) в условиях разнотипных образовательных
учреждений»;
- привлечение СМИ и
общественности к проблеме обеспечения качества образования в соответствии с
требованиями ФГОС нового поколения.
На конференцию были приглашены ученые и
педагоги, работающие по тематике конференции, а также руководители и
преподаватели образовательных учреждений – участники Федеральной сетевой
экспериментальной площадки.
Работали следующие секции «Федеральная сетевая
экспериментальная площадка».
Секция 1. Эффективность
инновационной технологии управления качеством предметного обучения технологии
РОСТ (Рефлексивно-Оценочная Саморазвивающая Технология) в условиях сельской
средней общеобразовательной школы.
Секция 2. Эффективность инновационной
технологии управления качеством предметного обучения технологии РОСТ
(Рефлексивно-Оценочная Саморазвивающая Технология) в условиях инновационных
образовательных учреждений.
Секция
3.
Эффективность инновационной технологии управления качеством предметного
обучения технологии РОСТ (Рефлексивно-Оценочная Саморазвивающая Технология) в
условиях Башкирских инновационных образовательных учреждений.
Секция
4.
Эффективность инновационной технологии управления качеством предметного
обучения технологии РОСТ (Рефлексивно-Оценочная Саморазвивающая Технология) в
условиях Татарских инновационных образовательных учреждений.
Секция
5.
Эффективность инновационной технологии управления качеством предметного
обучения технологии РОСТ (Рефлексивно-Оценочная Саморазвивающая Технология) в
условиях образовательных учреждений столицы – г.Уфы.
Секция
6.
Эффективность инновационной технологии управления качеством предметного
обучения технологии РОСТ (Рефлексивно-Оценочная Саморазвивающая Технология) в
условиях СПО.
Секция
7.
Эффективность инновационной электронно-сетевой системы управления качеством
предметного обучения МАРС (Многоуровневая Автоматизированная Рефлексивная
система) в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
В
пленарной части выступили:
Мазитов Рамиль Гиниятович,
ректор Института развития образования Республики Башкортостан, к.полит.н. Институт развития образования Республики
Башкортостан как ресурсный центр введения и реализации ФГОС нового
поколения.
Юнусбаев Булат Халяфович,
заведующий кафедрой теории и методики преподавания биологии, химии и географии,
к.п.н. Системно-деятельностный подход в
обучении школьных дисциплин - главное условие реализации требований ФГОС нового
поколения
Пономарева Ирина Николаевна, зав.кафедрой
методики обучения биологии Российского государственного педагогического
университета им.Герцена г.Санкт-Петербург. Системно-деятельностный
подход в обучении школьных дисциплин.
Сухов Владимир Павлович,
д.п.н., профессор БГПУ им.М.Акмуллы. Системно-деятельностный подход в обучении
школьных дисциплин.
Нуштакина Ольга Иоганесовна, начальник
отдела управления Администрации Октябрьского
района городского округа город Уфа. Инновационные
образовательные учреждения как ресурсный центр обеспечения нового качества
обучения по требованиям ФГОС нового поколения.
Валиахметова Римма Радиковна,
заместитель директора по учебной работе средней общеобразовательной школы №4
с.Раевка МР Альшеевский район РБ.
Системно-деятельностный и информационно-коммуникационный подходы в управлении качеством предметного обучения.
Петрова Мария Арсеньевна, представляла
издательство «Вентана-Граф». Она рассказала о новых учебниках, которые
составлены по новым стандартам.
Также
работали предметные секции
«Системно-деятельностный
подход в предметном обучении как главный дидактический принцип реализации
требований ФГОС нового поколения».
Секция
1. Биология, химия и география;
Секция
2. Математика, физика, информатика;
Секция
3. Обществознание, Культура Башкортостана, МХК;
Секция
4. Русский язык и литература;
Секция
5. Башкирский язык и литература, иностранные языки и другие национальные языки.
Понятие системно-деятельностного
подхода было введено в 1985 г.
как особого рода понятие. Системный подход
разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки
(таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был
системным (его разрабатывали М.Н. Скаткин, Л.С.Выготский, Л.В.Занков,
А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
Системно-деятельностный
подход - методологическая основа стандартов начального общего образования
нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности,
на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано
так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой
организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения
урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках
системно-деятельностного подхода.
От Аургазинского района в работе семинара приняли
участие заместители директоров по научно-методической работе МБОУ Лицей
Ванюшина А.В., МБОУ Толбазинская башкирская гимназия Кидрасов З.Н.
|